Ubuntu-passion.ru

Ubuntu-passion.ru - ячневый портал

Тартуско-московская семиотическая школа

Тартуско-московская (московско-тартуская) семиотическая школа — направление в семиотике и в советской гуманитарной науке в 1960-х—1980-х годах. Школа объединила учёных из Тарту (кафедра русской литературы Тартуского университета) и Москвы, а также Еревана, Риги, Вильнюса и других городов.

Основатели школы опиралась на труды русских формалистов (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, В. Я. Пропп).

С 1964 года проходили Летние школы по вторичным моделирующим системам (до 1970 года), выпускались «Труды по знаковым системам» (Sign Systems Studies), предпринимались попытки совместить математику и лингвистику. Некоторые исследователи подчеркивают эзотерический и закрытый характер тартуской школы[1]. Основными темами представителей этого направления были бинарные оппозиции в культуре, ритуалы и архетипы. В середине 1980-х годов московско-тартуская школа окончательно распадается. Лотман выдвигает тезис, что именно неадекватность перевода обеспечивает динамику культуры.

Содержание

Основные представители

Примечания

  1. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения

Ссылки

  • Семиотика в энциклопедии «Кругосвет»
  • Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы
  • «Труды по знаковым системам» (Sign Systems Studies)

Литература

  • Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. — М., 1976.
  • Лотмановский сборник (тт. 1-2). — М., 1995.
  • Лотман М. Ю. Семиотика культуры в тартуско-московской семиотической школе // Ю. М. Лотман. История и типология русской культуры. — С.-Пб., 2002. М., 1997.
  • Материалы к словарю терминов Тартуско-московской семиотической школы. (Tartu Semiotics Library 2.) — Тарту, 1999.
  • Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления (под ред. С. Ю. Неклюдова). — М., 1998.
  • Почепцов Г. Г. Русская семиотика. — М., 2001.
  • Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М., Гнозис, 1994.

Тартуско-московская семиотическая школа.