Ubuntu-passion.ru

Ubuntu-passion.ru - ячневый портал

Популяризация науки

Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации).

Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами науки. Задачей популяризатора науки является превращение скучных научных данных в интересную и понятную большинству информацию[1]. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение. Важную роль в этом процессе играет научная фантастика, предвосхитившая и вдохновившая множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн, один из первопроходцев жанра. Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества к научным проблемам зависят от степени популярности науки[2]. Учёные, как носители научных знаний, заинтересованы в их сохранении, развитии и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи[3]. Популяризация науки увеличивает количество людей интересующихся наукой благодаря стимуляции интереса к ней.

Как синонимы популяризации науки используются такие выражения как: занимательная наука (термин был придуман Яковом Перельманом), популярная наука, поп-наука (синоним клише «популярная наука»). Проведенный Институтом психологии РАН опрос, в котором учёных спрашивали о том, знают ли они о существовании поп-науки, и о отношении к ней, показал, что большая часть учёных воспринимают поп-науку не только как популярную науку, но и как:

«примитивизации науки для толпы», «превращения науки в зрелище в худшем смысле этого слова», «профанации науки», «вульгаризированного до извращения толкования научных достижений», «доведения науки до уровня комиксов» и др.[4]

Тихо Браге считал, что научные знания должны быть доступны только правителям, умеющим ими пользоваться[5] . Академик РАН Людвиг Фаддеев так высказался о популяризации науки:

Мы отдаем себе отчёт, что должны все-таки объяснять людям, налогоплательщикам, что мы делаем. Но нужно популяризировать те области науки, которые уже полностью понятны. Современную науку труднее популяризировать. Рассказывать про всякие кварки, струны, поля Янга-Миллса… получается нехорошо — с обманами. [5]

Содержание

Популяризация наук

Естественные науки

Популяризация естественных наук — процесс распространения знаний о природных явлениях в современной и доступной форме для широкого круга людей.

Существуют такие научные мифы как ванна Архимеда, яблоко Ньютона, вечный двигатель, катастрофические сценарии развития экспериментов на LHC.

Естественные науки популяризировали: Михаил Ломоносов, Яков Перельман, Александр Столетов, Альфред Брем, Айзек Азимов, Стивен Хокинг.

Большую роль в популяризации науки в России сыграло Московское общество испытателей природы (МОИП). Благодаря научным коллекциям МОИП были развиты многие научные музеи и ботанические сады[6].

Математика

Популяризация математики — процесс распространения математических знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей.

Следствием популяризации математики стало появление математических мифов, возникших из-за математической неосведомленности популяризаторов. Например, широко распространен миф о Великой теореме Ферма. Миф утверждает, что Великая теорема Ферма до сих пор не доказана, хотя в сентябре 1994 года её доказал Эндрю Уайлс в журнале «Annals of Mathematics»[7].

Математику популяризировали: Алексей Крылов, Айзек Азимов, Яков Перельман, и Мартин Гарднер. Также популяризировали математику Алексей Маркушевич, Бенуа Мандельброт, Штейнгауз Г., Литлвуд Д., Мазаник, Алексей Архипович и другие.

В России популяризацией математики занимались и занимаются журнал «Квант», сайт «Математические этюды», серия Популярные лекции по математике и другие. В математической научно-популярной литературе широко известны популяризирующие математику книги Якова Перельмана. Немало в этих книгах занимательных задач и головоломок. Занимательные задачи и головоломки — один из атрибутов популяризации математики, помогающий легче понять математику. В качестве примера можно привести задачу Фараона и задачу трёх мудрецов.

Научный миф

Научный миф — широко распространённое, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт. При популяризации научные теории, факты и события искажаются до неузнаваемости. От упрощения наука превращается в восприятии людей в нечто простое и интересное, но потерявшее первоначальный смысл.

Многие научные мифы распространяют сами учёные. Создавая свои мемуары или интервью, они дополняют их какими-либо историями или излишними подробностями. Некоторые из этих мифов создаются под конец жизни их создателей: Пуанкаре и Гаусс поведали о своих исследованиях только под конец жизни, а Ньютон первый раз заговаривает о яблоке за год до своей смерти.

Эскалация популяризации

Эскалация — гипертрофированное привлечение внимания к той или иной области науки.

Примеры:

  • Популяризация нанотехнологий как быстро прогрессирующей области науки и техники. Однако нанотехнологии по большей части существуют в виде теории.
    По мнению Алексея Шварева, популяризация нанотехнологий ведется многими учёными для получения от государства и налогоплательщиков денег[8], он даже придумал синоним излишней популяризации нанотехнологий — неологизм «нанопурга»[9], соответствующий англ. nano-hype[10]. Хотя первый вице-премьер Сергей Иванов, говоря о новой продукции с использованием нанотехнологий, упомянул этот неологизм так:

Это не какая-то «нанопурга», извините за моветон. Мы часто слышим со стороны наших критиков, что все это одна сплошная теория, схоластика, бессмысленная трата денег и никакой продукт получен не будет. Такой продукт у нас уже есть[11].

Популяризаторы

Популяризатор науки — учёный, предоставляющий научную информацию в понятном и интересном виде обществу.

XVIII век

В России в XVIII веке популяризацией науки занимался Михаил Васильевич Ломоносов. В своей работе «Размышления о причине теплоты и холода» он опроверг теорию теплорода и в научно-популярном стиле обосновал корпускулярную теорию. В его просветительской деятельности ему пригодились способности ритора. Современники (в том числе и недруги) свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Просветительская деятельность Ломоносова носила ярко выраженный общественный, гражданский характер.[12]

XIX век

Известный пропагандист научных знаний, популяризатор и просветитель XIX века Александр Григорьевич Столетов внес свой вклад в популяризацию науки в России. Володар Лишевский считает, что Столетов, как и Ломоносов, был мастером лекции и свои лекции он создавал как художественные произведения: с завязкой, развитием сюжета, кульминацией и развязкой. В своих лекциях Столетов сообщал самые последние научные данные. Также он был активным членом Общества любителей естествознания: читал публичные лекции в Политехническом музее, печатал научно-популярные статьи в общедоступных журналах, так или иначе пропагандировал научные знания. Его лекциям перед широкой публикой служили такие средства как образ, интересная цитата, необычные сравнения и параллели.[13]

Свой вклад в популяризацию науки XIX века внёс писатель-фантаст Жюль Верн. В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе такие изобретения: подводные лодки, акваланги, телевидение, космические полёты, электрический стул и т. д.

Немалый вклад в популяризацию биологии XIX века внёс Альфред Брем. Он написал серию книг «Жизнь животных», где с большим количеством иллюстраций и в научно-популярном стиле описал известных тогда животных.

Климент Аркадьевич Тимирязев (18431920) был известным ученым и пропагандистом науки. Его книги «Чарльз Дарвин и его учение», «Жизнь растения», «Солнце, жизнь и хлорофилл», «Земледелие и физиология растений», «Наука и демократия», по мнению Володара Лишевского, могут служить непревзойденными эталонами научной популяризации, образцами того, как надо писать для народа.[14]

Широко пропагандировал космические полеты и связанные с этим научные достижения Константин Эдуардович Циолковский. Циолковский был простым учителем и учёным-самоучкой. Он пропагандировал создание дирижаблей, транспорта на воздушной подушке, космических кораблей, искусственных спутников.[15]

XX век

В XX веке популяризировали науку Айзек Азимов, Наум Виленкин, Мартин Гарднер, Ярослав Голованов, Стивен Гулд, Борис Медников, Карл Саган, Константин Флёров, Владимир Арсеньев, Иван Ефремов, Алексей Крылов, Алексей Маркушевич, Жак-Ив Кусто, Бенуа Мандельброт, Яков Перельман, Том Тит (Артур Гуд, 1853—1928, французский писатель)[16] и т. д.

По мнению Володара Лишевского выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний был Алексей Николаевич Крылов. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам. Так началась преподавательская деятельность Крылова в Военно-Морской академии.

Крылов излагал сложные вещи простыми словами. Перевод трех законов Ньютона принадлежит именно Крылову. Также Крылов писал научно-популярные книги. Хотя книги были предназначены для специалистов, изложены они были в научно-популярном стиле. Крылов серьёзно и ответственно относился к своим выступлениям.

Благодаря Алексею Николаевичу Крылову широкие массы инженеров и техников повышали свою специальную подготовку, приобщались к высокой культуре и становились новаторами в своей области деятельности.[17]

В США, в XX веке, много научно-популярных книг написал Айзек Азимов. В его научно-популярных книгах, написанных в основном в 60-х и 70-х годах, в доступной форме излагаются занимательные стороны таких наук, как биология, химия, физика, математика, астрономия.

В России и СССР видным популяризатором считается Яков Перельман. Книги Перельмана постоянно переиздаются, их общий тираж составляет миллионы и они изданы на многих языках мира. Пропагандировал идеи Циолковского. Кроме популяризаторской деятельности он также занимался педагогической. Многие годы он читал курсы математики и физики в различных учебных заведениях. Он написал 18 учебников и учебных пособий для советской Единой трудовой школы.

XXI век

С XX по XXI век

Стивен Хокинг

Знаменитый физик Стивен Хокинг не только физик, но и популяризатор науки. Хокинг популяризировал астрономию и физику. В его научно-популярных книгах «Краткая история времени», «Кратчайшая история времени», «Чёрные дыры и молодые вселенные» (1993), и «Мир в ореховой скорлупке» (2001) в научно-популярном стиле рассказывается о космологии и её последних достижениях.

Стивен Хокинг даже сформулировал закон научно-популярных книг по астрономии и физике, при помощи издателя, изложившему ему этот принцип:

Каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей.

Полностью его слова звучат так:

Мне сказали, что каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я всё-таки написал одно уравнение — знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc².

Сергей Петрович Капица

Русский советский учёный, телеведущий, главный редактор научно-популярного журнала «В мире науки»[18]. Ведущий научно-популярной телепередачи «Очевидное-Невероятное». является лауреатом премии Калинги, Государственной премии и премии РАН за популяризацию науки[19].

XXI век

Разрушители легенд

Несколько лет назад появилась целая группа популяризаторов науки на телевидении. Их команда, как и одноимённая телепередача, называется «Разрушители легенд» (англ. Mythbusters). «Разрушители» экспериментально опровергают (а иногда и подтверждают) различные современные мифы, которые можно проверить научно. На первый взгляд их опыты могут показаться простым развлечением, но на самом деле и Джейми, и Адам следуют научной методологии, подсчитывая, измеряя скорости, мощности и просчитывая ход эксперимента, пытаясь найти пути научного решения любой проблемы. Ведущие не раз утверждали, что их программа не просто развлекательное шоу со взрывами. Например, при проверке мифа «Коричневая нота» один из ведущих, Адам Севидж в шутку надел подгузник, прокомментировав это так: «Вот вы переключаете каналы, и вдруг замечаете на одном взрослого мужика в подгузниках. Вы заинтересованы и начинаете смотреть нашу передачу, узнавая новое и приобщаясь к миру науки и её методам».

Средства

Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки является СМИ. Благодаря многомиллионным читателям, слушателям и зрителям, наука проникает в широкие массы людей.

В Новое время популяризаторы стали использовать ещё одно средство — научно-популярную лекцию. Научно-популярная лекция обладает двумя важными особенностями — интерактивностью и получением научно-популярной информации напрямую в реальном времени, а не в записи, как в других средствах.

Среди других средств популяризации одним из наиболее распространённых является научно-популярная литература. Она включает в себя не только книги о науке, предназначенные для широкого круга читателей, но и научно-популярные журналы. Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В научно-популярном журнале содержится очень много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов в статьях. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле. Статьи этих журналов пишут не только журналисты, но и учёные со степенью. Например рубрику «Планетарий» в журнале «Вокруг Света» зачастую ведут кандидаты и доктора физико-математических наук.

Самое старое из средств, научно-популярная литература не просто популяризирует науку, но и ещё заставляет читателя задуматься о какой-то проблеме или поломать голову над занимательными математическими задачами. Научно-популярные телеканалы и телепередачи, радиостанции и радиопередачи, и фильмы предоставляют зрителю в основном лишь развлекательную информацию (компьютерные анимации, занимательные эксперименты, инсценировки и т. д.).

Интернет средство позволившее соединить в себе все предыдущие средства, и более того, сделать их интерактивными — пользователь Интернета может их прокомментировать или даже внести в них изменения (например, в случае если статья сделана по технологии вики).

Сообщество популярной науки

Организации, популяризирующие науку

Фонд «Династия»

Фонд некоммерческих программ «Династия» — организация, приоритетными направлениями которой являются развитие науки и её популяризация в России.

20 программ и проектов, популяризирующих науку и развивающих образование, ведёт Фонд «Династия»[20].

ААСРН

Основана в 1848 году; при её поддержке действует Национальный центр научного образования.

Фонд Ричарда Докинза для разума и науки

Основан в 2006 году (en:Richard Dawkins Foundation for Reason and Science).

Должности и звания

Профессорская должность имени Ч. Симони

Учреждена в Оксфордском университете в 1995 году en:Simonyi Professorship for the Public Understanding of Science

Медали и премии за популяризацию науки

Премия Калинги

Премия Калинги — премия, ежегодно присуждаемая ЮНЕСКО за популяризацию науки. В 1951 году была учреждена Биджу Патнаика, основателем правления Фонда Калинги. Впервые премия была присуждена в 1952 году, и составляла тогда 1000 фунтов стерлингов. В настоящее время премия вручается раз в два года и составляет в общей сложности 25 000 долларов США и Серебряную Медаль ЮНЕСКО имени Альберта Эйнштейна.[21]

Лауреат премии должен обладать качествами создателя средств распространения науки (писателя, редактора, диктора и т. д.) и понимать роль науки в обществе.[22]

Демонстрация науки

Научные музеи

Научный музей — музей, демонстрирующий возможности современной науки.

Первый научный музей был музей природных наук, в Испании, в городе Мадриде. Открытый в 1752 году, он практически исчез во время режима Франсиско Франко, но он восстановился после, и сегодня тесно сотрудничает с CSIC[23].

Научные фестивали и выставки

Научный фестиваль — мероприятие, на котором происходит популяризация науки. Этот вид популяризации науки стал развиваться в первой половине XIX века. Первые научные фестивали стали проводиться в Великобритании[24].

И хотя уже в 1831 году Британская ассоциация содействия развитию науки провела конференцию, позже ставшей научным фестивалем[25], старейшим фестивалем науки считается Эдинбургский международный фестиваль науки, который был впервые проведен в 1988 году[26].

Примечания

  1. Экология чтения и роль научной популяризации
  2. Стратегии научной популяризации в России
  3. Игорь ЛАГОВСКИЙ: «Государству должна быть выгодна популяризация науки»
  4. Объяснение на уровне комикса
  5. ↑ Показуха по науке. — 2007. — № 646.
  6. Наука и жизнь:200 лет популяризации российской науки даром не прошли
  7. Соловьев Ю.П. Гипотеза Таниямы и последняя теорема Ферма // Соросовский Образовательный Журнал. — 1998. — С. 135–138.
  8. Нано-пурга: правда, стоящая за эйфорией нанотехнологии (на правах ворчалки), сайт «Нанометр», 14.06.2007.
  9. Неологизм, сайт «Нанометр», 09.12.2007.
  10. Nano-Hype: The Truth Behind the Nanotechnology Buzz, Amherst, N.Y.: Prometheus Books, 2006.
  11. Эксперт Online 2.0:Нанопурга
  12. Учёные — популяризаторы науки. — Знание. — 1987.
  13. Учёные — популяризаторы науки. — Знание. — 1987.
  14. Учёные — популяризаторы науки. — Знание. — 1987.
  15. Учёные — популяризаторы науки. — Знание. — 1987.
  16. Том Тит. Научные забавы. Физика: опыты, фокусы и развлечения: пер. с фр./ Том Тит; худож. А. Пойэ, Г. Нексов. — М.:АСТ:Астрель,2008. — 222 с.
  17. Учёные — популяризаторы науки. — Знание. — 1987.
  18. Журнал «В мире науки»
  19. Российская газета: Этот невероятный Капица
  20. Фонд некоммерческих программ «Династия»
  21. UNESCO Kalinga Prize for the Popularization of Science
  22. http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001233/123320r.pdf Проект поправок к правилам присуждения премии Калинги за популяризацию науки
  23. Музей природных наук
  24. Фестиваль Науки
  25. История научного фестиваля «БА»
  26. Научный фестиваль готов показать Большие Идеи — «Шотландец»

Литература

  • Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. — 2-е, перераб. и доп.. — Москва: Наука, 1978. — 224 с. — 7 000 экз.
  • Володар Лишевский «Учёные — популяризаторы науки».
  • Григорий Мишкевич — Доктор занимательных наук
  • Ванна Архимеда. Краткая мифология науки — Никола Витковски и Свен Ортоли

Дополнительное чтение

Занимательная (термин введён Н. М. Карамзиным) литература.

Занимательная математика

Математические головоломки, логические задачи

  • Гарднер М. «Путешествие во времени»
  • Дьюдени Г. Э. «Кентерберийские головоломки», «200 знаменитых головоломок мира», «Пятьсот двадцать головоломок»
  • Кэррол Л. «История с узелками», «Логическая игра»
  • Таунсенд Чарлз Барри «Звездные головоломки», «Самые веселые головоломки», «Самые трудные головоломки из старинных журналов»
  • Смаллиан С. Р. «Как же называется эта книга?», «Принцесса и тигр», «Алиса в стране смекалки» (например, задачи о рыцарях и лжецах)

Занимательная физика и химия

  • Тит Т. «Научные забавы. Физика без приборов, химия без лаборатории», «Продолжаем научные забавы. Научные развлечения»

Ссылки

  • Фонд «Династия»
  • Клуб научных журналистов
  • Элементы.ру
  • Вокруг Света
  • Математические этюды
  • Запись в блогах сайта «Элементы»: Научный юмор: Список ссылок на статьи о популяризации науки
  • Membrana.Ru: Люди. Идеи. Технологии


См. также

Популяризация науки.