Ubuntu-passion.ru

Ubuntu-passion.ru - ячневый портал

Памятник Тысячелетию России
памятник
Тысячелетию Государства Российского
Страна Россия
Город Великий Новгород
Автор проекта Михаил Микешин, Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман
Строительство 1862—20 сентября 1862

58°31′14.2″ с. ш. 31°16′30.2″ в. д. / 58.520611° с. ш. 31.275056° в. д. (G) (O) (Я)

Культурное наследие
Российской Федерации

объект № 5310033027

Всемирное наследие ЮНЕСКО

Ссылка: 604 рус.  • англ.
Год внесения: 1992
Тип: Культурный объект
Критерии: ii, iv, vi

1862 год. Возведение памятника

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Содержание

Описание памятника

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»[1]). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).

Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес всего памятника — 10000 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов)[2].

Всего памятник содержит 128 фигур.

Скульптурные изображения делятся на три уровня:

  1. Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра IIго лета 1862» (в приближении к современной орфографии).
  2. Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
  3. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей[3], воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей[4]. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.

Средний ярус

 • Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик (см. фото) в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по летоисчислению «от сотворения мира», разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи, и языческий бог Велес (см. фото) (обращены на юг, к Киеву)
 • Крещение Руси (988989 годы): великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг)
 • Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток, к Москве)
 • Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток).
 • Начало династии Романовых (1613 год): Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Козьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр. На заднем плане фигура сибиряка — символ грядущего освоения Сибири.
 • Образование Российской империи (1721 год): Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу)

Нижний ярус (фриз)

Фриз делится на четыре раздела:

«Просветители» (31 фигура), начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святославича:

Просветители



«Государственные люди» (26 фигур), на восточной стороне памятника:

Государственные люди



«Военные люди и герои» (36 фигур), с северо-восточной стороны памятника:

Военные люди и герои



«Писатели и художники» (16 фигур):

Писатели и художники


История монумента

Создание

Конкурс

В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия призвания Рюрика на княжение, по пожеланию министра внутренних дел и последовавшего за ним постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда, согласно легенде, варяг и был призван. Государство объявило о начале повсеместного сбора денег от всех сословий населения на сооружение этого памятника. Планировалось, что стоимость памятника составит полмиллиона руб., но народ пожертвовал только около 150 тыс. руб.; и основная сумма в 400 тыс. руб. была добавлена государством[5].

В апреле 1859 года в печати объявили о начале конкурса между скульпторами на осуществление этого проекта, а также озвучили программу, которой должен был соответствовать памятник (шесть периодов истории России). На проекты отводилось полгода (до 1 ноября 1859 года). Шесть периодов должны были быть осуществлены в скульптурных группах, высота памятника должна была быть не больше 18 метров.

На конкурс было подано 52 проекта (подавались анонимно под девизами[4]), из которых Конкурсный совет, созданный при Академии художеств, под председательством её вице-президента князя Г. Г. Гагарина с участием архитекторов и инженеров, командированных от Главного управления путей сообщений и публичных зданий, признал соответствующим условиям конкурса только три проекта:

  1. архитектора Антипова. Проект был подражанием памятника «Бавария» в Мюнхене и был слишком большим для новгородской площади
  2. академика Горностаева. В этом проекте Россия была аллегорически изображена в виде большой статуи. Комиссия решила, что эта аллегория не будет понятна широким слоям и не произведет впечатления.
  3. художника Микешина.

Между Горностаевым и Антиповым была разделена вторая премия (1000 руб.), первая — присуждена Микешину (4000 руб.). Также участвовали Николай Штром, Я.Домбровский и другие[4].

Создание проекта

Один из ранних макетов памятника, ГИМ. По-другому оформлено завершение памятника

Первоначальный проект Микешина представлял собой опрокинутую «шапку Мономаха» и состоял из трех частей.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года. Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий. «Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью»[6]. Сначала были изготовлены все части памятника в одну пятую величины из гипса, затем все было изготовлено в натуральную величину, также из гипса.

На цоколе, где сейчас располагаются исторические деятели, по первоначальному плану должны были располагаться барельефы, которые изображали шесть эпох и отделялись друг от друга медальонами. После избрания проекта предполагалось, что их подготовят в течение трех месяцев. Задание было поручено Клодту. Но в июне 1860 года император Александр II осмотрел модель и увидел, что сюжеты барельефов всего лишь повторяют сюжеты шести скульптурных групп. Он повелел (Микешин пишет, что по его рекомендации) заменить отдельные барельефы на пьедестале сплошным скульптурным поясом со знаменитыми людьми России. К 1 сентября 1860 года Микешин представил новый вариант проекта.

Долгий период заняло также утверждение списка этих «видных людей»: были исключены поэт Кольцов, драматический актёр Дмитревский, писатель Кантемир и знаменитый флотоводец, адмирал Ф. Ф. Ушаков. Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Разразился скандал с вычеркиванием из списка поэта Тараса Шевченко. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году. Николай I добавлен в последний момент. В Российском государственном историческом архиве сохранился первоначальный список Микешина, исправленный Чевкиным[4].

Модель скульптурного пояса была изготовлена М. Микешиным и Шредером.

В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипсе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород[6].

Авторы

Победивший проект принадлежал молодым скульпторам М. О. Микешину (за год до этого закончившему Академию) и И. Н. Шредеру. Формально автором проекта считается только Микешин, однако Шредер также участвовал в его создании (в частности, он вылепил уменьшенную модель памятника). Живописец, не имеющий опыта работы в скульптуре, Микешин привлек к разработке памятника своего сверстника Шредера — вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств[7].

Строителем назначили инженера Евреинова, а производителем работ инженера Адамса, десятником А. Казакова.

Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала"[6].

В создании скульптур приняли участие Р. К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П. С. Михайлов (группа Рюрика), Н. А. Лаверецкий («Государственные люди»), А. М. Любимов («Военные люди»), М. А. Чижов («Просветители», «Военные люди») при участии архитекторов Г. А. Боссе (железная решетка) и В. А. Гартмана. Микешин и Шредер выполнили группу из ангела с крестом и «России», группы Петра I и Ивана III, отдельно Шредер — «Писатели и художники»[8].

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Возведение и открытие

Памятная медаль 1862 года «В память совершившегося тысячелетия России»

Закладка памятника состоялась 28 мая 1861 года на кремлевской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник народному ополчению 1812 г., который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.

На глубину 10 метров был заложен фундамент, выполненный в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри около 4 м в диаметре. В фундамент был заложен гранитный камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении. В этот ящик были вложены медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. На фундаменте был возведен гранитный пьедестал, постепенно суживающийся кверху. Он также имеет внутри пустоту, покрытую сводом. Наружная облицовка — серый полированный сердобольский гранит, добытый на северном берегу Ладожского озера[9]. Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса[1].

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.

В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась[4]. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесенные ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

Специально к открытию были выпущены два путеводителя по Новгороду (первые в истории города). В конце апреля-начале мая 1862 года вышел «Путеводитель по Новгороду с указанием на его церковные древности и святыни» (Автор — митрополит Макарий; СПб, 1862. — 32 с.). В июле-августе — «Путеводитель по Новгороду: Справочная книга для едущих на открытие памятника тысячелетию России» (Книга была выпущена анонимно. Автор —В. А. Долгоруков. СПб, 1862. С.27[10]).

Дальнейшее существование

1917—1941

После революции монумент воспринимался как памятник самодержавию и был зашит фанерой и досками. Однако, позже[уточнить] он снова был открыт для обозрения[11].

Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление

Кукрыниксы, картина «Бегство фашистов из Новгорода», 19441946. На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей

15 августа 1941 года в Новгород вошли фашисты. Нацистский генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине (эти элементы ныне утрачены). Зимой 1943-1944 года начались работы по демонтажу памятника. Железной дорогой успели увезти бронзовую решетку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые художественной работы фонари, стоявшие вокруг памятника. Но 20 января 1944 года город был освобождён советскими войсками.

К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы, верхняя часть которого была полуразрушена. Окружавшие его ранее колоссальные фигуры были разбросаны по снегу площади. При этом многие фигуры оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли[12].

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры. «Для передвижения и подъёма фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей»[13]. Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года, после чего состоялось его второе торжественное открытие.

Последующие реставрации

  • В 1954 году была произведена доделка прежних работ по восстановлению (сварка швов, укрепление отдельных плит литья, все бронзовые части были патинизированы)[13].
  • Вторая половина 1970-х годов — специалисты Ленинградского научно-производственного объединения «Реставратор» восстановили вокруг памятника фонари и решетку (вместо увезённых в Германию).
  • Апрель-июнь 1982 года — тщательный осмотр и чистка.
  • Наконец, в 1994 году детальный осмотр памятника выявил его угрожающее состояние по причине частичного разрушения и значительной коррозии деталей стальной несущей конструкции верхней части памятника. Отсутствовали некоторые элементы декора (не восстановленные в 1982 году). АО «Ампир» (Санкт-Петербург) в период с февраля по октябрь 1995 года провёл очередной цикл восстановительных работ.

При реставрациях случались неожиданные находки:

  • В 1990-х годах в маленьком помещении внутри монумента специалисты отыскали своеобразные сталактиты, сталагмиты и остатки лестницы, забытой в середине XIX века[14].

Примечания

  1. ↑ Памятник Тысячелетия России
  2. Внешний вид памятника
  3. Список, поданный на подпись Александру II (по Антощенко)
  4. ↑ Антощенко А. В. Памятник Тысячелетию России
  5. Конкурс проектов памятника
  6. ↑ История создания
  7. Памятник Тысячелетию России
  8. Этапы создания
  9. Возведение
  10. Мельцин, М. О. «Автор одного из первых путеводителей по Новгороду» //Новгородика-2006:материалы научной конференции. — Великий Новгород, 2007. —352. — С.257—264. —ISBN 978-5-98769-037-6
  11. В. Л. Янин Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. — СПб., 2007. — С. 376. — ISBN 5-98187-236-5
  12. Великая Отечественная война
  13. ↑ Послевоенное восстановление
  14. Юрий Левиков. Памятнику «Тысячелетие России» 145 лет

Литература

  • Захаренко А. Г. Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде / Новгородский историко-художественный музей. — Новгород: Новгородская правда, 1958. — 56 с. — 10 000 экз. (обл.)
  • Памятник «Тысячелетие России». — М.: Советская Россия, 1974. — 72 с. — 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Маслова Е. Н. Памятник «Тысячелетию России». — Изд. 2-е, испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1977. — 104 с. — (Туристу о Новгороде). — 100 000 экз. (обл.)
  • Памятник «Тысячелетие России» / Составитель Сергей Семанов. — М.: Советская Россия, 1986. — 96 с. — 25 000 экз. (в пер.)
  • Смирнов В. Г. Россия в бронзе: Памятник Тысячелетию России и его герои. — Новгород: Русская провинция, 1993. — 240 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-87266-004-9 (в пер.)
  • Николаева Л. А. Великий Новгород. Памятник Тысячелетию России. — Офсет 888, 2005. — 48 с. — (История России в бронзе). — 1 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Фотографии разрушенного памятника во время Второй мировой войны
  • Антощенко А. В. Памятник Тысячелетию России
  • Ольга Майорова. Бессмертный Рюрик. Празднование Тысячелетия России в 1862 г.


Памятник Тысячелетию России.