Ubuntu-passion.ru

Ubuntu-passion.ru - ячневый портал

Народная музыка

Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.[1] Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства.[1] Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.[2]

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям.[1] Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен).[1] Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы).[1] Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия).[2]

Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.).[1]

Наиболее фундаментальные черты народной музыки сформировались в период дописьменного развития музыкальной культуры, исследование которого возможно в следующих направлениях: а) теоретически и косвенно, исходя из аналогий в смежных областях; б) по сохранившимся письменным и материальным источникам (трактаты о музыке, свидетельства путешественников, летописи, музыкальные инструменты и рукописи, археологические раскопки); в) по непосредственным данным устной музыкальной традиции, способной хранить в себе формы и формотворческие принципы тысячелетней давности.[1]

Для конкретизации понятия "Народная музыка" необходима её региональная, а затем и жанровая дифференциация.

Содержание

Региональная дифференциация

В современной фольклористике нет единой точки зрения на региональную классификацию народной музыки. Так, американский учёный А. Ломакс[3] выделяет 6 музыкально-стилевых регионов мира: Америку, острова Тихого океана, Австралию, Азию (высокоразвитые культуры древности), Африку, Европу, детализируя их затем по преобладающим стилевым моделям: например, 3 европейские традиции - центральная, западная, восточная и связанная с ней средиземноморская. В то же время некоторые словацкие фольклористы[4] выделяют не 3, а 4 европейские традиции — западную (с центрами англ., франц. и нем. языковых областей), скандинавскую, средиземноморскую и восточную (с центрами карпатским и вост.-славянским; сюда же, без достаточных оснований, подключены и Балканы). Обычно Европа в целом противопоставляется Азии, однако некоторые специалисты оспаривают это: например, Л. Пиккен[5] противопоставляет Европе и Индии дальневосточную территорию от Китая до островов Малайского архипелага как музыкально единое целое. Неправомерно также выделение Африки в целом и даже противопоставление Северной Африки (севернее Сахары) тропической, а в ней — Западной и Восточной. Такой подход огрубляет реальную пестроту и сложность музыкального ландшафта Африканского континента, который насчитывает не менее 2000 племён и народов. Наиболее убедительна классификация от широких межэтнических регионов к внутриэтническим диалектам: например, вост.-европ., затем вост.-слав. и рус. регионы с подразделением последнего на области сев., зап., центр., юж.-русские, поволжско-приуральские, сибирские и дальневосточные, в свою очередь членящиеся на более мелкие районы.

Жанровая дифференциация

Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.

Этническая дифференциация

История

Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:

1) древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историч. граница связывается со временем официального принятия той или иной гос. религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;

2) средневековье, эпоха феодализма - время складывания народностей и расцвета т. н. классич. фольклора (для европ. народов - традиционной крестьянской музыки, обычно ассоциирующейся с Н. м. вообще, а также устного профессионализма);

3) совр. (новая и новейшая) эпоха; для мн. народов связана с переходом к капитализму, с ростом гор. культуры, зародившейся ещё в средневековье. Интенсифицируются процессы, происходящие в Н. м., ломаются старые традиции, возникают новые формы нар. муз. творчества. Эта периодизация не универсальна. Напр., араб. музыке неизвестно столь определ. различие крестьянской и гор. традиций, как европейской; типично европ. историч. эволюция Н. м. - из деревни в город, в креольской музыке стран Лат. Америки "перевёрнута", так же как европ. межнац. фольклорным связям - от народа к народу - здесь соответствует специфич. связь: европ. столицы - лат.-амер. город - лат.-амер. деревня. В европ. Н. м. трём историч. периодам соответствует и жанрово-стилистич. её периодизация (напр., древнейшие виды эпич. и обрядового фольклора - в 1-м периоде, развитие этих и расцвет лирич. жанров - во 2-м, повышенная связь с письменной культурой, с популярными танцами - в 3-м).

Выразительные средства народной музыки

  • мелос (от речитативного, например, эстонские руны, южнославянский эпос, до богато орнаментального, например, лирические песни ближнесредневосточных музыкальных культур);
  • многоголосие (гетерофония, бурдон, полиритмичное сочетание попевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, грузинская квартосекундовая и среднерусская подголосочная полифония, литовская каноническая сутартине);
  • ладозвукорядная система (от примитивных малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»);
  • ритмика (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений);
  • формы (строфы, куплеты, произведения в целом; парные, симметричные, асимметричные, свободные и другие).

Народные артисты, певцы и сказители

В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:

Ссылки

  • РЕТРОпортал — отреставрированные грамзаписи мелодий народов СССР (20—40-секундные MP3-фрагменты)
  • Фестиваль народной музыки — Международный этнический фестиваль «Крутушка» г.Казань
  • Ethnocolocol.Ru - Музыка народов мира — Новости фолк-музыки, электронная аудио- и библиотека.

Примечания

  1. ↑ Народная музыка  (рус.). belcanto.ru (12.01.2011 в 15:03). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 6 декабря 2011.
  2. ↑ Народная музыка  (рус.). .krugosvet.ru. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2012. Проверено 6 декабря 2011.
  3. "Стиль народных песен и культура" - "Folk song style and culture", 1968
  4. Словацкая музыкальная энциклопедия, 1969
  5. "Оксфордская история музыки" - "New Oxford History of Music", 1959

Народная музыка.