Ubuntu-passion.ru

Ubuntu-passion.ru - ячневый портал

Кантианство
Кантианство


Основные понятия
Вещь в себе, Феномен

Созерцание, Апостериори, Априори
Трансцендентальное
Рассудок и Разум
Антиномия
Категорический императив
Ценность

Тексты
Критика чистого разума

Критика практического разума
Критика способности суждения

Течения
Неокантианство
Люди
Кант, Рейнгольд, Фихте

Шопенгауэр, Фриз
Гельмгольц, Либман, Ланге
Коген, Наторп, Кассирер
Виндельбанд, Риккерт

Кантиа́нство (нем. Kantianismus) — система критической философии, разработанная Иммануилом Кантом, а также другие философские системы, возникшие под влиянием его идей.

Публикация основных трудов Канта вызвала в Германии интеллектуальное брожение. Кант не остался незамеченным, его читали, о нем спорили, им восторгались и сравнивали с новым Моисеем, Сократом и Лютером. Кантианство зародилось в 80-х гг XVIII века. Его первыми представителями стали Рейнгольд и Фихте. Сильными моментами Канта признавали его теорию познания и моральную философию. Однако сложный и запутанный язык философии Канта приводил к тому, что каждый из его последователей понимал его учение по своему. Мысли Канта пробуждали собственные идеи, а критический настрой кантовской философии заставлял применял критику и в отношении самого Канта. Таким образом, на первых порах вместо стройной системы кантианства выросла немецкая классическая философия, одним из первых представителей которой стал кантианец Фихте. Последователи Канта создали собственные оригинальные концепции (гегельянство) и на какое-то время заслонили самого Канта, пока Отто Либман не призвал немецких философов вернуться назад к Канту (1865).

Неокантианство

Главным объектом критики неокантианства стало учение Канта об объективно существующей, но непознаваемой "вещи в себе". Неокантианство трактовало вещь в себе как "предельное понятие опыта", что должно было устранить антиномичность кантианской философии. Первоначальной установкой неокантианства становится положение о том, что предмет познания конституируется нашими представлениями, а не наоборот (Коген). Представители данного направления обосновывали понимание деятельности мышления как полагающей само бытие и культуру. Раннее неокантианство отстаивало положение, согласно которому учение Канта об априорных формах познания подтверждается психофизиологическими исследованиями человека, и мир не является таковым, каковым воспринимается[1].

Соприкоснувшись с модными увлечениями социалистическими идеями, неокантианство породило концепцию этического социализма, нашедшее свое политическое выражение в австромарксизме (Адлер). Неокантианцы воспринимали социализм как недостижимый нравственный идеал общества, путь к которому лежит через постепенные социальные реформы[2].

Примечания

  1. Неокантианство
  2. Этический социализм

Ссылки

  • Кантианство (Новая философская энциклопедия)
  • Кантианство и неокантианство


Кантианство.