Ubuntu-passion.ru

Ubuntu-passion.ru - ячневый портал

Иоанн Златоуст
Иоа́нн Златоу́ст
ὁ ἅγιος Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος

Святой Иоанн Златоуст. Византийская мозаика
Рождение:

около 347
Антиохия

Смерть:

14 сентября 407(0407-09-14)
Команы, Понт

Почитается:

в Православии
в Католицизме
в Англиканской церкви
в Лютеранстве
в Древневосточных церквах

В лике:

святителя

День памяти:

в православии — 30 января (12 февраля) и 13 (26) ноября, в католицизме — 13 сентября

Труды:

многочисленные богословские сочинения

Подвижничество:

пастырство

Иоа́нн Златоу́ст (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος; ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

В ряде христианских церквей почитается как святой. В православии, ввиду того что день его кончины приходится на праздник Воздвижения Креста Господня его память перенесена на 13 ноября по юлианскому календарю; Православная церковь также совершает его память 27 января (перенесение мощей) и в Соборе трёх святителей 30 января по юлианскому календарю. В Константинопольской и Элладской церквах его память совершается 13 ноября, 27 января и 30 января по новоюлианскому календарю, в Католической церкви13 сентября. Кроме того, Вселенская патриархия в 2004 году установила празднование 30 ноября в честь перенесения из Рима в Стамбул мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста.[1]

Содержание

Жизнеописание

Родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника[2]. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов (Либаний считал его лучшим учеником), рано обратился к углублённому изучению Священного Писания. Святитель Мелетий Антиохийский наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был сделан чтецом. После того, как Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором Мопсуестийским учился в местной богословской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он уклонился от архиерейского сана. В это время Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года Иоанн провел, живя в пустыне, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере.

Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его в диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году Иоанн был рукоположён в пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Иоанн оказался блестящим проповедником, и получил от паствы прозвище Χρυσόστομος («Златоуст»). Двенадцать лет он обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.

Иоанн Златоуст (миниатюра XIII века)

В 397 году, после кончины константинопольского архиепископа Нектария, Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на константинопольскую кафедру в качестве патриарха. Он начал с духовного совершенствования священства. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Также он составил чин литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия (Жан-Поль Лоран, 1880-е)

Иоанн оказался втянутым в конфликт с императорским двором — в частности, с женой императора: когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, Иоанн стал на их защиту; императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря, её неприязнь к нему усилилась, когда ей сказали, будто он в своём поучении о суетных женщинах имел в виду её. Суд, составленный из иерархов, обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью у императрицы умер единственный ребенок, в Константинополе произошло землетрясение, Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать Иоанна.

Место погребения свт. Иоанна Златоуста в Команах

Находясь в Армении, Иоанн старался укрепить своих последователей. В своих письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришёл приказ перевести его в глухой Пифиунт (Пицунду, в Абхазии). Истощённый болезнями Златоуст, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, он, со словами «Слава Богу за всё!» скончался 14 сентября 407 года.

Иоанн был погребён в Команах. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!».[3] В ходе Четвёртого крестового похода (1204) мощи святителя были вывезены из Константинополя в Рим, а 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова[4] и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул).

Сочинения

Оригиналы
  • PG 47-64
Переводы

Русские переводы:

  • Беседы избранные св. отца Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского. / Пер. игум. Иринея (Клементьевского). Ч. 1-2. М., 1784.
  • Творения в русском переводе. В 12 т. СПб., СПб Дух. акад. 1895—1906. (каждый том в 2 кн.)
      • Т. 1. С предисловием А. П. Лопухина. 1895. CXII, 883 стр.
      • Т. 2. 1896. 979 стр.
      • Т. 3. 1897. 962 стр.
      • Т. 4. 1898. 923 стр.
      • Т. 5. 1899. 1007 стр.
      • Т. 6. 1900. 982 стр.
      • Т. 7. 1901. 912 стр.
      • Т. 8. 1902. 1011 стр.
      • Т. 9. 1903. 1008 стр.
      • Т. 10. 1904. 992 стр.
      • Т. 11. 1905. 1008 стр.
      • Т. 12. 1906. 1587 стр.
    • СПб.: Сойкин. Т. 1-8. 1914—1917.
    • переизд.: М., 1991-.
  • Турилов А. А., Фомина М. С. Слово Иоанна Златоуста «О святой Троици и о твари, и о суде Божьем» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. № 2. С. 110–118. (издание древнейшего полного древнерусского текста)
Мозаика (вероятно, византийская) Софийского собора, 11 век

Новые переводы:

  • Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М.: Наука. 1968. С. 87-103.
  • Вестник древней истории. 2004. № 2-3.
  • Иоанн Златоуст. Четыре огласительные гомилии (серия Пападопуло-Керамевса). / Пер. И. В. Пролыгиной. // ВДИ. 2005. № 1. С. 261—281. № 2. С. 208—219.
  • Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого. М., изд-во "Дар" 2006.

См. также

Примечания

  1. Fr. John Chrysavgis. The Ecumenical Patriarchate: A Brief Guide. The Order of St. Andrew the Apostle - NY, 2009, стр. 60.
  2. Иоанн Златоуст // Православная энциклопедия. Том XXIV. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 159-205. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8
  3. Димитрий Ростовский. Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого
  4. В Константинопольском Патриархате в Стамбуле торжественно встретили мощи святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Литература

Исследования
  • Малышевский И. И. Св. Иоанн Златоуст в звании чтеца, в сане диакона и пресвитера. Киев, 1892. 265 стр.
  • Григоревский М. С. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. Архангельск, 1901. 234 стр.
  • Никольский С. Я. История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста по его творениям. Ставрополь-Кавказский, 1905. Отд. 1. 164 стр. Отд. 2. 184 стр.
  • Стенпковский Н. В. Подлинность литургии св. Иоанна Златоуста на основании его писаний. Почаев, 1888. 158 стр.
  • Грыжанкова М. Ю. Иоанн Златоуст в социуме ранней Византии и России. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2002. 83 стр.
  • Брендле Р. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик. / Пер. с нем. М., 2008. 208 стр.
  • Казенина-Пристанскова Е.Т. Золотые уста. Жизнь и труды Иоанна Златоуста. Ровно: Живое слово, 2003. 224с.

О рецепции:

  • Древние жития Святителя Иоанна Златоуста: тексты и комментарий. / Пер., вступ. ст., комм. А. С. Балаховской, общ. ред. А. И. Сидорова. — М., ПСТГУ, 2007. 523 стр. ISBN 978-5-7429-0267-6
  • Древнегрузинский перевод «Жития Иоанна Златоуста» и его особенности. Тб.: Мецниереба, 1987. 191 стр. (на груз. яз. с рус. резюме)
  • Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XI—XVI веков: Каталог гомилий. СПб: Дмитрий Буланин, 1998. 209 стр. ISBN 5-86007-093-4

Ссылки

  • Иоанн Златоуст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Иоанн Златоуст // Православная энциклопедия. Том XXIV. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 159-250. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8
  • Святитель Иоанн Златоустый, архиепископ Константинополя
  • Творения Иоанна Златоуста в двенадцати томах
  • Проф. Н. И. Сагарда. Учение св. Иоанна Златоуста о Церкви (Церковный вестник. СПб., 1907. № 46—47)

Иоанн Златоуст.