Ubuntu-passion.ru

Ubuntu-passion.ru - ячневый портал

Дуэль
Дуэль на саблях между германскими студентами в 1900-х годах. Юноши, держащие сабли вниз — секунданты, а человек с часами — арбитр.
Дуэль Александра Гамильтона с Аароном Бёрром

Дуэ́ль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.

В настоящее время запрещена законодательством подавляющего большинства государств мира.

Содержание

Дуэльный кодекс

Оружие

Основным видом оружия изначально было холодное, и только в XVIII веке всё большее распространение получает огнестрельное оружие.

  • Нож, кинжал или дага
  • Шпага
  • Фламберг — двуручный (реже — одноручный или полуторный) меч с клинком волнистой (пламевидной) формы
  • Рапира
  • Сабля
  • Пистолеты. Применение пистолетов снимает главную проблему всех дуэлей с использованием физической силы или холодного оружия — разницу в возрасте, различную физическую подготовку дуэлянтов. Для ещё большего уравнивания шансов дуэлянтов дуэльные пистолеты делают парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличающимися, за исключением цифры 1 или 2 на стволе.

История

Дуэли в России

139-й воинский артикул, принятый в 1715 году императором Петром I, строго воспрещал дуэли между офицерами, причём казни через повешение подлежал также и погибший на дуэли: «Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются <…> Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнён, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлён, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить».[1]

Практика поединков стала получать распространение среди дворянской молодёжи в царствование Екатерины II, что побудило издать в 1787 году «Манифест о поединках», который называл дуэли чужестранным насаждением: участникам (включая секундантов) дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве наказания денежный штраф, а обидчику — пожизненная ссылка в Сибирь; за причинение вреда здоровью и жизни наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления.

В первой половине XIX века практика, несмотря на жестокое преследование, продолжала расширяться.

Парк в Лесном. Петербург. Место дуэли Новосильцева и Чернова. Отмечены позиции дуэлянтов. На стеле изложена краткая история события

10 сентября 1825 года в глухом углу Лесного парка Петербурга, недалеко от постоялого двора, стоявшего на Выборгском шоссе, рано утром состоялась дуэль. Её участниками были флигель-адъютант Владимир Новосильцев и офицер Семёновского полка подпоручик Константин Чернов. Причиной дуэли был отказ Новосильцева, вызванный настоянием его матери, жениться на сестре Чернова как имевшей менее знатное происхождение. Дистанция в 10 м не давала ни одному из дуэлянтов шанса выжить. Оба были смертельно ранены. Новосильцева перенесли на постоялый двор, где он и скончался. Желая отмолить свою вину за смерть единственного сына, мать Владимира Екатерина Владимировна Новосильцева купила постоялый двор, возвела на его месте богадельню и церковь по проекту арх. Шарлеманя и провела остаток жизни в молитвах и занятиях благотворительностью. Секундантом Чернова был его кузен (матери - родные сёстры, в девичестве Эссен) Кондратий Рылеев, член Северного тайного общества, сделавший всё, чтобы превратить смерть Чернова в громкое общественное событие. В результате похороны Чернова превратились во внушительную манифестацию, ставшую прологом к выступлению декабристов.[2]

При военном министре П. С. Ванновском (18811898), в целях укрепления боевого духа в армии, в 1894 году изданы правила об офицерских дуэлях, каковые были сделаны для офицеров в известных случаях обязательными[3]: высочайшим повелением от 13 мая 1894 года «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде»[4] устанавливалось, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров; суд мог либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка (решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке — обязательный к исполнению); конкретные условия дуэли определяли секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривал поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка; офицер, отказавшийся от дуэли, обязан был в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку — в противном случае он подлежал увольнению без прошения; в тех войсковых частях, где отсутствовали суды общества офицеров, их функции выполнял сам командир войсковой части.

Некоторые известные дуэлянты

Курсивом обозначены персонажи литературных произведений.


Даже в вермахте, сохранявшем пережитки этики старой прусской армии, дуэль была возможна . Так обострённые отношения между фельдмаршалом Клюге и генералом Гудерианом привели к тому, что младший по званию вызвал старшего на дуэль, которая не состоялась.

Дуэльные казусы в советской литературе

Отношение Церкви

Уже папа Александр III порицал практику дуэлей. Тридентский вселенский собор постановил лишать погибших на дуэли церковного погребения; эти санкции были конкретизированы Бенедиктом XIV в конституции «Detestabilem» от 10 ноября 1752 года. Пий IX в своем апостольском послании «Apostolicae Sedis» уточнил, что церковной каре подвергаются не только те, кто сам участвует в дуэли, но также и секунданты и прочие свидетели и сообщники. Наконец, Лев XIII в послании Pastoralis Officii от 12 сентября 1891 года[6] напомнил об этих канонических мерах и объяснил их с нравственной точки зрения.

См. также

Примечания

  1. Артикул воинский
  2. Антонов, В. В. Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Тт. 1-3. — СПб.; Издательство Чернышева, 1994, 1996.
  3. Энциклопедический словарь Гранат. Т. 7, стб. 581.
  4. Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде
  5. Nachum T. Gidal. Die Juden in Deutschland von Römerzeit bis der Weimarer Republik. Könemann, 1997. ISBN 3-89508-540-5
  6. Una fides. Pastoralis Officii (О нравственной оценке дуэлей)

Литература

  • Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии (действующее законодательство со всеми комментариями). Настольная книга для офицеров всех родов оружия. / Составил полк. П.А.Швейковский. — СПб.: Изд. В.Березовского, 1898. — 176 с.
  • Репнин. Всеподданнейший рапорт генерал-фельдцейхмейстера и генерал-адъютанта князя Репнина о поединке кадета Петра Линдемана. 7 декабря 1746 г. // Русская старина, 1895. - Т. 84. - № 10. - С. 236-237.

Ссылки

  • Дуэльное оружие
  • Дуэльный кодекс 1912 года
  • Дуэли и закон — об истории дуэли как «суда божьего», о запретах на дуэль, появлении секундантов. Не касается истории дуэли в России.
  • Хандорин В. Дуэль в России Родина. 1993, №10, с. 87-93
  • Александр Кацура Дуэль в истории России «Радуга» 392 стр. 2006 ISBN 5-05-006469-4
  • Ирина Рейфман Ритуализованная агрессия. Дуэль в русской культуре и литературе. «Новое литературное обозрение», 336 стр. 2002 ISBN 5-86793-165-X
  • Джозеф Гамильтон Оружие и правила дуэлей «Центрполиграф» 232 стр. 2008 ISBN 978-5-9524-3809-5

Дуэль.