Ubuntu-passion.ru

Ubuntu-passion.ru - ячневый портал

Глинские
Глинские
Глинский
Описание герба: Глинские пользовались собственным гербом, который происходит от татарской родовой тамги, и символизирует княжескую власть, перед ним скипетр направлен вниз, с расщепленным верхом, см. текст

Часть родословной книги: VI

ПросмотрОбсуждениеПравить

Гли́нские — угасший литовский княжеский род, предположительно, татарского происхождения, из которого происходила московская правительница Елена Глинская — мать Ивана Грозного. Его не следует путать с польским дворянским родом Глиньских, который существует и поныне.

Содержание

Происхождение

Название рода объясняется тем, что в XV веке его представители владели городом Глинском (в настоящее время село Глинск Роменского района Сумской области, Украина). По московским представлениям, семейство это относилось к числу худородных; в Государевом родословце для рассказа о нём оставлено только пустое место.[1] Первый Глинский, надёжно зафиксированный источниками, — князь Борис, который в 1437 году присягал на верность польскому королю Владиславу III.[2]

В Келейной книге и Синодальном списке, составленных много позже смерти последнего Глинского, род прослежен от темника Мамая, сын которого якобы выехал из Крыма и создал в приграничье между Золотой Ордой и великим княжеством Литовским автономное княжество:

И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият (Маркисуат) Князь зарубил три городы Глинеск, [да] Полдову (Полтаву), [да] Глеченицу (Глиницу) дети же Мансур-киятовы (Мансуркиатовы) меньшой сын Скидер (Скидырь) [Князь] поймал [поимав] стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопы, а большой сын [его] Алекса (Олеско) [Князь, а] остался на тех градех преждереченных [городех].

Княжество Глинское

Составители родословцев сообщают, что сей Алекса (или Лексад), приняв крещение, получил в удел от Витовта города Глинск и Полтаву. Из этого следует, что в полвека, прошедшие за Куликовской битвой, они умудрились вписать четыре поколения Мамаевых потомков. В этом известии позволительно видеть типичную родословную легенду, когда основателем рода называется наудачу выхваченное из летописей имя (в данном случае татарское — налицо влияние сарматизма). В родословце также повествуется о том, как предки Глинских спасли Витовта после разгрома на Ворскле, правда, существует вероятность, что и этот красочный рассказ «сфальсифицирован»[2].

Реальность легенды о происхождении Глинских от Мамая принимает историк А. А. Шенников[3]. В подтверждение своего мнения он ссылается на неназванную «русскую летопись», которая одного из Глинских, Ивана Малого, именует Мамаем, а также приводит письмо Шейх-Ахмеда к братьям Глинским (1501), в котором тот обращается к ним «Кияты князья Мамаевы истинные дети», якобы «апеллируя к ещё не угасшему татарскому этническому самосознанию Глинских»[2].

В облике Елены Глинской, реконструированном по черепу, преобладают не монголоидные, а североевропейские черты.

Гипотетическое литовско-татарское княжество на территории современных Черкасской и Полтавской областей Шенников относит к группе пограничных государственных образований юго-востока Руси, в которых при «срастании славянской и тюркской частей населения» шло складывание казачества. Он высказывает догадку о том, что «князья тут были более похожи на казачьих атаманов, чем на настоящих феодалов»[2]. Типичным представителем этих татаро-литовских князей, видимо, был Богдан Глинский, в 1500 году взятый русскими в плен под Путивлем.

Семейство Михаила Глинского

Своей известностью и местом в истории род Глинских обязан князю Михаилу Львовичу (1470—1534) — одной из самых колоритных фигур литовской и русской истории начала XVI века. Он воспитывался при дворе немецкого императора, принял католичество, участвовал в Итальянских войнах. При вступлении на престол короля Сигизмунда этот питомец Ренессанса поднял против него мятеж, но, потерпев поражение, бежал в Москву.

После брака племянницы Михаила Глинского, Елены, с великим князем Василием Ивановичем (1526) значение рода чрезвычайно возросло, а после смерти Василия в 1533 года они стали фактическими правителями Московского государства. Против них при дворе составилась партия во главе с Шуйскими, которые и подняли против них московскую чернь после разрушительного пожара 1547 года. На этом господство Глинских в Русском государстве пришло к концу. Оставшиеся в живых после восстания Глинские (из которых наиболее известен Михаил Васильевич) потомства не оставили, и на них этот род пресёкся.

Описание герба

В красном поле княжеский престол, над ним скипетр, которого рукоятка, имеющая вид креста, образует третью, среднюю ногу престола. Такой герб принадлежал литовским князьям Глинским, имевшим удел в Северии. Ср. герб Огинских[4]. Герб Глинский внесен в Часть 2 Гербовника дворянских родов Царства Польского, стр. 47.

Примечания

  1. В. В. Кавельмахер. К ИСТОРИИ ПОСТРОЙКИ ИМЕНИННОЙ ЦЕРКВИ ИВАНА ГРОЗНОГО В СЕЛЕ ДЬЯКОВЕ
  2. ↑ Шенников А. А. Княжество потомков Мамая
  3. «Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XIV—XV веках)». Деп. в ИНИОН АН СССР 15.04.81. № 7380"
  4. Русская геральдика. — 1855.

Литература

  • Полн. собр. р. лет. IV, 309—310; VI, 272; Царст. кн. 142 и сл.;
  • Сказания кн. Курбского; Карамзин VIII, 59, пр. 164, 459.
  • Долгоруков П. В. Российская родословная книга. — СПб.: Тип-я III Отд-я Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1857. — Т. 4. — С. 358.
  • Глинские, княжеский род // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шенников А.А. Княжество потомков Мамая // Депонировано в ИНИОН. — Л., 1981. — № 7380. — С. 20—22.
  • Сміщук Олександр Мамай – татарський хан і український козак // Газета "Прес Центр". — Черкаси, 2007 від 05.09.. — В. №36 (111).

Глинские.