Ubuntu-passion.ru

Ubuntu-passion.ru - ячневый портал

Бертран Рассел
Бертран Рассел
Bertrand Russell
Дата рождения:

18 мая 1872(1872-05-18)

Место рождения:

Треллек, графство Монмутшир, Уэльс

Дата смерти:

2 февраля 1970(1970-02-02) (97 лет)

Место смерти:

Пенхриндейдрайт, графство Гвинед, Уэльс

Гражданство:

 Великобритания

Школа/традиция:

Аналитическая философия

Направление:

Западная философия

Период:

Философия XX века

Основные интересы:

Эпистемология, Логика, Математика, Философия языка, Философия науки, Этика, Религия

Значительные идеи:

Логический атомизм, теория дескрипций, Парадокс Рассела

Оказавшие влияние:

Лейбниц, Юм, Мур, Фреге, Уайтхед, Витгенштейн, Милл

Испытавшие влияние:

Ричард Докинз, Витгенштейн, Айер, Карнап, Гёдель, Поппер, Куайн, Хомский

Бе́ртран А́ртур Уи́льям Ра́ссел (англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell; 18 мая 1872 года — 2 февраля 1970 года) — английский математик, философ и общественный деятель[1]. Рассел проделал сложную философскую эволюцию, которую он сам определял как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. Создал концепцию «логического атомизма» и разработал теорию дескрипций. Рассел считал, что математика может быть выведена из логики.

Рассел — один из инициаторов Пагуошского движения, соавтор Манифеста Рассела-Эйнштейна. В 1963 году создал «Фонд мира». Совместно с Жан-Полем Сартром организовал международный трибунал по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме.

Почётный член Британской академии (1949)[2]. В 1950 году получил Нобелевскую премию по литературе «…в знак признания разнообразных и значительных произведений, в которых он отстаивает гуманистические идеалы и свободу мысли».

Содержание

Биография

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872 года в семье влиятельных либеральных аристократов[3]. Его дед по отцовской линии, Джон Рассел дважды возглавлял правительство королевы Виктории и служил премьер-министром в 1840-х и 1860-х[4]. Бертран унаследовал титул графа в 1931 году, избирался в парламент, и с 1944 года принимал активное участие в палате лордов. Вместе с Б. Шоу и Г. Уэллсом был одним из первых членов социалистического Фабианского общества. Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890 году. Впоследствии состоял членом Лондонского королевского общества, был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей. Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и её применения к философским и математическим проблемам.

Философия и математика

Профессор Рассел является автором множества работ в области математической логики. Важнейшая из них — «Начала математики» (19101913) (в соавторстве с А. Уайтхедом) — доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля [источник не указан 163 дня].

Рассел считал, что философию можно сделать наукой (а к этому понятию он относил только технические науки), выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология.

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Он также автор широко известной «Истории западной философии» (1945) — изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы. Свою философскую позицию Рассел определял как реализм и логический атомизм (отчасти под влиянием Витгенштейна), поскольку «картина мира» есть совокупность логических высказываний. Рассел принимает теорию внешних отношений, следствием которой было утверждение существования субстанциально-нейтральных элементов мира, при котором имеется функциональное различение субъективного и объективного. Сама теория была взаимосвязана с разделением бытия на «существующее» (физические вещи и содержание сознания) и «идеально существующее» (математические и логические объекты, отношения, прошлые и будущие события, заблуждения, иллюзии, кентавры, круглые квадраты)[5].

Известен он и как популяризатор теории относительности Эйнштейна: «Азбука относительности» (1925). Вопросам языка и познания посвящена его обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948).

Рассел был активным сторонником ядерного разоружения.

Взгляды

Рассел широко известен своими сочинениями и публичными лекциями на социальные и этические темы, а также своей общественной деятельностью. Он был убежден, что предложения, в которых утверждается желательность чего-либо как этической цели или внутренне значимого или конечного блага, суть выражения эмоций и поэтому не могут быть истинными либо ложными. Однако это не означает, что следует стремиться к преодолению этических чувств. Мотивом собственной деятельности Рассел считал стремление по возможности объединить и гармонизировать желания человеческих существ. Преследуя эту цель, он много писал на такие темы, как международные отношения, экономика, образование: «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923), «Образование и благосостояние» (1926), «Брак и мораль» (1929); «Завоевание счастья» (1930), «Власть» (1938), «Власть и личность» (1949), «Пружины человеческой деятельности» (1952), «Воздействие науки на общество» (1952).

Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви, очертив те многовековые претензии к церковным институциям и религиозным догматам, которые не давали покоя многим мыслителям. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин».

Его аналитический ум позволял ему подчас очень точно характеризовать очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. В сочетании с иронией и авторским талантом, это породило множество интервью, статей, эссе, выступлений, в том числе работы «Происхождение фашизма», «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда».

Задача будущих ученых — установить, во сколько обойдется в расчете на одну голову убедить детей в том, что снег черный, и насколько дешевле убедить их в том, что он темно-серый… Хотя эта наука массовой психологии будет прилежно изучаться, ее изучение ограничится строгими рамками правящего класса. Простому народу не дадут знать, как возникают его убеждения. Когда эта техника усовершенствуется, любое правительство, контролирующее воспитание нового поколения, может держать в подчинении своих подданных, не нуждаясь в армии или полиции

Патриотизм — это готовность убивать и быть убитым по пошлым причинам

Мало по малу, селективным размножением, врождённые различия между правящим классом и простыми людьми будут расти, пока не достигнут кардинальных отличий родов. Восстание плебеев станет настолько же невероятным, как организация восстания овец против производителя баранины

Либеральные и неортодоксальные взгляды Рассела привели к тому, что ему было запрещено преподавать в Сити-колледже в Нью-Йорке и — одно время — в Кембриджском университете в Англии.

Пацифизм, социализм, большевизм

Как убежденный пацифист, Рассел с 1914 года стал участником, а затем и руководителем «Антимобилизационного комитета». Его взгляды тех лет нашли свое отражение в книге «Принципы социальной реконструкции» (1916). В 1918 году за свою пацифистскую деятельность, за призывы к отказу от службы в армии, он был заключен в тюрьму сроком на шесть месяцев. В то же время в этой же тюрьме находился известный русский большевик Максим Литвинов.

В политическом отношении Рассел сочетал принципы либерализма со своего рода доброжелательным, либертарианским социализмом, сходным с фабианским, но отличным от последнего. В этот период жизни Рассел был членом Либеральной партии[источник не указан 98 дней] и называл себя социалистом[6].

В работе «Пути к свободе» (Roads to Freedom) (1917) Рассел определял социализм как утверждение общественной собственности на землю и капитал. В книге «In Praise of Idleness» (1935) он указывал, что определение социализма должно состоять из двух частей, политической и экономической. Экономическая часть предполагает сосредоточение в руках государства исключительной экономической власти. Политическая часть заключается в требовании демократического характера высшей политической власти.

Первоначально Рассел с надеждой отзывался о «коммунистическом эксперименте». В 1920 году Рассел посетил Советскую Россию, встречался с Лениным и Троцким. Итогом поездки и разочарований явилась книга «Практика и теория большевизма» (1920).

В этой книге Рассел отмечал, что большевизм не просто политическая доктрина, но ещё и религия со своими догмами и священными писаниями. По его мнению, Ленин походил на религиозного фанатика и не любил свободу. В «Практике и теории большевизма» Рассел пишет:

Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения — не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету.

Тот, кто, подобно мне, считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви.

Года через три я читал отчет Бертрана Рассела о поездке в Россию. Он писал, что встречался в России с людьми самых разнообразных направлений и подтверждал существование духовного гнета партийной диктатуры в Советской России. Это абсолютно не совпадало с тем, что он говорил нам. Уже много лет спустя, в Лондоне, вспоминая выражение лица Рассела и весь наш с ним разговор, я понял, что он подозревал нас, считая нас провокаторами, подосланными советской властью. И поэтому все, что он говорил нам, было сказано для советской полиции. Например, я знаю, что Бертран Рассел встречался с настоящими лидерами политической оппозиции в Москве и других городах России, но был уверен, что советское правительство считает его другом Советского Союза, который ставит своей задачей бороться с политикой интервенции Запада. Однако, надо быть чрезвычайно непроницательным, чтобы принять нас — Андрея Белого, Иванова-Разумника — за провокаторов. После этого я решил, что книги Рассела читать очень нужно, но его оценка политических событий, поскольку она опирается на личные его суждения о людях, очень сомнительна.

Аарон Штейнберг[7]

В 1921 году Рассел посетил Китай и Японию.

В 1927 году Рассел вместе со своей женой открыл собственную школу. Итоги этого эксперимента подведены в книге «Воспитание и общественный порядок» (1932).

В этике и политике Рассел придерживался позиции либерализма, высказывал отвращение к войне и насильственным, агрессивным методам в международной политике — в 1925 году он подписал «Манифест против воинской повинности».

В дальнейшем Рассел жёстко критиковал сталинский режим и методы государств, провозглашающих марксизм и коммунизм. В 1934 году он опубликовал статью «Почему я не коммунист» (Why I Am Not a Communist). Боролся против теорий, проповедующих поглощение личности государством, выступал против фашизма и большевизма («Происхождение фашизма» (1935), «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939)).

Исходя из своих пацифистских убеждений приветствовал Мюнхенское соглашение 1938 года.

Частично пересмотрел свои взгляды с началом Второй мировой войны. Считая, что любая война является великим злом, он допустил возможность ситуации, когда она может быть меньшим из зол, имея при этом в виду захват Гитлером Европы.

1950—60-е годы

В 1950-е и 1960-е годы Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни. Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Однако развертывание холодной войны и распространение ядерного оружия убедили его в том, что человечество находится под угрозой уничтожения. «Лучше быть красным, чем мертвым», — так рассуждал теперь этот убежденный антикоммунист (см. «Надежды в изменяющемся мире» (1957), «Здравый смысл и ядерная война» (1960)).

Манифест Рассела-Эйнштейна привел к организации Пагуошского движения ученых. Рассел присоединяется к демонстрациям за запрещение ядерного оружия. После одной из таких демонстраций его заключили в тюрьму в Лондоне (в возрасте 89 лет), где он находился в течение недели.

В 1962 году во время Карибского кризиса Рассел вел интенсивную переписку с Джоном Ф.Кеннеди и Н. С. Хрущевым, призывая к созыву конференции глав государств, которая бы позволила избежать ядерного конфликта. Эти письма, а также письма к главам других государств мирового сообщества были опубликованы в сборнике «Победа без оружия» (1963).

В последние годы жизни Рассел страстно боролся против интервенции США во Вьетнаме, в 1963 году им был создан «Фонд мира Бертрана Рассела», в 1966 году организован «Международный трибунал по военным преступлениям». Он также осудил вторжение СССР в Чехословакию в 1968.

Итоги жизни Рассел подводит в трехтомной «Автобиографии» (1967—1969).

Умер Рассел от гриппа, близ г. Пенриндайдрайта (Уэльс) 2 февраля 1970 года.

Рукописный архив Рассела находится в Университете Мак-Мастера (г. Гамильтон, Онтарио, Канада), где выпускается периодическое издание «Russel. The Journal of the Bertrand Russell Archives».

Внешность

Болванщик на рисунке Д. Тенниела

Известный математик Норберт Винер в своих воспоминаниях[источник не указан 447 дней] пишет о внешности Рассела:

Бертрана Рассела можно описать одним-единственным способом, а именно — сказав, что он вылитый Болванщик... Рисунок Тенниела свидетельствует чуть ли не о провидении.

См. также

Русская библиография

Тексты Бертрана Рассела

  • Рассел Б. Воздействие науки на общество / Пер. с англ. В.Онышко. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1952.
  • Рассел Б. Человеческое познание. / Пер. с англ. Н. Воробьев. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1957.
  • Рассел Б. Здравый смысл и ядерная война = Common sense and nuclear warfare / Пер. с англ. В. М. Карзинкина. — М.: Изд-во иностранной литературы (ИЛ), 1959.
  • Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения / [Пер. с англ.; сост., авт. предисл. и примеч. А. А. Яковлев]. — М.: Политиздат, 1987.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. — М.: Наука, 1991.
  • Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3 кн. / Науч. ред. В. В. Целищев. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
  • Рассел Б. Словарь разума, материи и морали. / [Общая редакция и послесловие А. А. Васильченко] — Киев: Port-Royal 1996.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма: Избр. страницы / [Предисл., послесл. и примеч. Б. Гиленсона]. — М.: Панорама, 1998.
  • Рассел Б. Мудрость Запада: Ист. исслед. зап. философии в связи с обществ. и полит. обстоятельствами / Ред. П. Фулкес; [Вступ. ст. В. А. Малинина]. — М.: Республика, 1998.
  • Рассел Б. Философия логического атомизма. — Томск: Водолей, 1999.
  • Рассел Б. Искусство мыслить / Общ. ред., сост. и предисл. О. А. Назаровой; [пер. с англ. Козловой Е. Н. и др.] — М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Исследование значения и истины / Общ. науч. ред. и примеч. Е. Е. Ледникова. — М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. / [Пер. с англ. Н. В. Воробьева]. — М.: ТЕРРА — Кн. клуб: Республика, 2000.
  • Рассел Б. Автобиография (в сокращении) // «Иностранная литература», 2000, № 12.
  • Рассел Б. Проблемы философии. — Новосибирск: Наука, 2001.
  • Рассел Б. Брак и мораль = Marriage and morals / [Пер. Ю. В. Дубровина]. — М.: Крафт +, 2004.
  • Рассел Б. Введение в математическую философию. / [Пер. В. Суровцев]. — Сибирское университетское издательство, 2009

О Бертране Расселе

  • Нарский, И. С. Философия Бертрана Рассела. М., 1962.
  • Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела / Науч. ред. Я. А. Слинин. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  • Крысова Ю. А.Становление либеральных идей в философии Бертрана Рассела // Компаративное видение истории философии. — СПб., 2008. — С.119-125. — ISBN 978-5-93682-457-9
  • Розанова М. С. Современная философия и литература. Творчество Бертрана Рассела / Под ред. Б. Г. Соколова. — СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004.
  • Велембовская Ю. А. Ученый в борьбе против ядерной угрозы / Новая и новейшая история. — 1999. — № 6.
  • Цверианишвили А.Г. Лян Шумин и Бертран Рассел о китайской и западной культурах // Развивающиеся страны. Политика и идеология. — М., 1985.
  • Юань Вэйши Рассел в Китае // Философские науки. — 1990. — № 12.

Примечания

  1. «Bertrand Russell», 1 May 2003
  2. British Academy | The Fellowship — Fellows Archive
  3. Sidney Hook, «Lord Russell and the War Crimes Trial», Bertrand Russell: critical assessments, Volume 1, edited by A. D. Irvine, (New York 1999) page 178
  4. Lord John Russell (1792–1878). Архивировано из первоисточника 22 июня 2012. Проверено 28 октября 2007.
  5. Философия сознания Б.Рассела и аналитическая философия
  6. Bertrand Russell, «The Case for Socialism» (In Praise of Idleness, 1935)
  7. Georges Nivat

Ссылки

  • Сайт «Общества Бертрана Рассела» (англ.)
  • Ссылки на имеющиеся в Интернете произведения Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Центра Исследований Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Архива Бертрана Рассела в университете Мак-Мастера (Канада) (англ.)
  • Бертран Рассел: биография, фотографии, произведения
  • Рассел, Бертран в библиотеке Максима Мошкова
  • Бертран Рассел в библиотеке Гумер
  • Страница Бертрана Рассела в библиотеке свящ. Якова Кротова
  • Страница Б. Рассела на сайте VIVOS VOCO
  • Бертран Рассел в библиотеке журнала «Скепсис»
  • Страница Бертрана Рассела в библиотеке «Философия и атеизм»
  • «Замечания о теории познания Бертрана Рассела»
  • Афоризмы Б.Рассела
  • Биография Бертрана Артура Уильяма Рассела
  • Рассел Б. О пропозициях.
  • История западной философии. Книга 3. Часть 1. От возрождения до Юма (аудиокнига)

Бертран Рассел.