Ubuntu-passion.ru

Ubuntu-passion.ru - ячневый портал

Адам Смит
Адам Смит
Adam Smith
Дата рождения:

5 июня 1723(1723-06-05)

Место рождения:

Керколди, Шотландия, Великобритания

Дата смерти:

17 июля 1790(1790-07-17) (67 лет)

Место смерти:

Эдинбург, Шотландия, Великобритания

Научная сфера:

экономика

Место работы:

Университет Глазго

Альма-матер:

Бейллиол-Колледже в Оксфорде

Научный руководитель:

лорд Кэймс

Известен как:

один из основоположников современной экономической теории

Подпись

Ада́м Смит (англ. Adam Smith); крещён и возможно родился 5 июня (16 июня1723, Керколди, Шотландия, Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Великобритания) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

Содержание

Биография

Согласно Уолтеру Бэджготу (английскому экономисту и публицисту конца XIX века), «книги [Адама Смита] едва ли можно понять, если не иметь представления о нём как о человеке»[1]. В 1948 году, согласно Александру Грею, «кажется странной наша плохая осведомлённость о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени»[2].

Научной капитальной биографии Адама Смита до сих пор не существует[3][4].

Адам Смит родился в июне 1723 (точная дата его рождения неизвестна) и крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф в семье таможенного чиновника. Его отец, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына[5]. В возрасте 4 лет он был похищен цыганами, но быстро спасен его дядей и возвращен матери[6]. Предполагается, что Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и Адама с детства окружали книги[3][4].

В возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона[7]. На первом курсе он изучал логику (что было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику, астрономию, имел репутацию странного (могущего среди шумной компании вдруг глубоко задуматься), но умного человека[3][4]. В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию[3][4], и закончил обучение в нём в 1746. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «В Оскфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания»[3][4][6][8][9][10] В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике[3][4].

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он уехал в Керколди, где два года занимался самообразованием[3][4].

В 1748 году Смит начал читать лекции в Эдинбурге под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику)[3][4]. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах[3][4].

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:

  • с позиций морали и нравственности,
  • с гражданских и государственных позиций,
  • с экономических позиций.

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отраженных в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения так называемого Шотландского просвещения.

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал статью «Теория нравственных чувств», включающую в себя материалы из его лекций. В этой статье Смит обсудил стандарты этического поведения, которые поддерживают общество в состоянии стабильности (а именно против христианской морали, основанной на страхе перед карой и обещаниями рая), предложил «принцип симпатии» (согласно которому стоило ставить себя на место другого человека, чтобы лучше понимать его), а также высказал идеи равенства, согласно которым принципы морали должны применяться одинаково ко всем[3][4].

В Глазго Смит жил 13 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка[3][4].

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр[3][4].

Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдваном Кэннаном. Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснование Laissez-faire[3][4].

В 1763-66 годах Смит прожил во Франции, будучи воспитателем герцога Баклю. Данное наставничество сильно улучшило его положение: он должен был получать не только жалованье, но и пенсию, что в дальнейшем позволило ему не возвращаться в Глазговский университет и работать над книгой[3][4]. В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» герцога Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Однако, учёный и писатель Аббат Морелье в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Торго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял»[11]. Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и бароном Гольбахом, кроме того, он был введён в салон мадам Жоффрен, мадемуазель Леспинасс, бывал у Гельвеция[3][4].

До поездки в Париж (с декабря 1765 года по октябрь 1766 года) Смит и Баклю полтора года жили в Тулузе, и несколько месяцев — в Женеве. Здесь Смит посетил Вольтера в его женевском поместье[3][4].

Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки[3][4].

После возвращения из Франции Смит полгода прожил в Лондоне в качестве неофициального эксперта при министре финансов, а с весны 1767 года он шесть лет безвылазно прожил в Керколди, работая над книгой. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным оформить права на книгу в качестве наследства для Юма в случае его смерти. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако на самом деле в Лондоне ему потребовалось три года на доработку, дополнительное чтение и изучение статистических отчётов. При этом книгу он не писал сам, а диктовал писцу, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Частью доработки являлось включение в книгу некоторой информации вместо ссылок на другие публикации других авторов[3][4].

Известность Смит получил после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждения таких концепций, как laissez-faire (принцип невмешательства), роль эгоизма, разделение труда, функции рынка и международное значение свободной экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства.

В 1778 году Смит был назначен главой таможенного управления Эдинбурга, Шотландия. Он получал оклад в 600 фунтов стерлингов, вёл скромный образ жизни в съёмной квартире, тратил деньги на благотворительность; единственной его ценностью была его библиотека. К работе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти были найдены и опубликованы заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, была включена глава «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой[3][4]. В Эдинбурге Смит умер после продолжительной болезни 17 июля 1790 года.

Портрет Адама Смита работы Джона Кея

Внешне Адам Смит был чуть выше среднего роста; у лица были правильные черты. Глаза — серо-голубые, крупный прямой нос, прямая фигура. Он одевался, не привлекая внимания, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой[3][4].

Идеи Адама Смита

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.[12]

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.[12]

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом под воздействием «сигнальной системы» прибыли перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.

Основные работы

Смитианство

Работы Смита были наиболее влиятельны в Англии и Франции. Однако, в Англии крупные и самостоятельные мыслители, до Рикардо, Смита не поддерживали; первыми критиками Смита стали люди, выражающие интересы землевладельцев, среди которых самыми важными являются Мальтус и граф Лодердейл. Во Франции поздние физиократы встретили было учение Смита холодно, но в первые годы XIX века Жермен Гарнье сделал первый полноценный перевод «Богатства народов» и опубликовал его со своими комментариями. В 1803 Сэй и Симонди опубликовали книги, в которых выступили преимущественно последователями Смита[3][4].

Согласно некоторым сведениям, в Испании книга Смита изначально была запрещена инквизицией. В Германии профессора-камералисты изначально не хотели признавать идеи Смита, но позднее в Пруссии либерально-буржуазные реформы проводились последователями Смита[3][4].

Учитывая то, что в книге Смита излагались порой противоположные концепции, довольно многие люди могли объявлять себя его последователями[3][4].

В ходе следствия по делу декабристов мятежникам задавался вопрос об источниках их мыслей; имя Смита фигурировало в ответах несколько раз[3][4].

Память

Волчок Адама Смита

В 2009 году в голосовании шотландского телеканала STV был назван среди величайших шотландцев всех времён[13]. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг[14]. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой[15].

Смит в Великобритании был увековечен на банкнотах двух разных банков: его портрет появился в 1981 году на облигации в 50 фунтов стерлингов, выпущенной Банком Клайдсдейл в Шотландии[16][17], а в марте 2007 года Смит попал на новую серию в 20 фунтов, выпущенных банком Англии, что сделало его первым шотландцем, изображённым на английской банкноте[18].

Крупный памятник Смиту авторства Александра Стоддарта был открыт 4 июля 2008 года в Эдинбурге. Он 3 метра в высоту, сделан из бронзы и расположен на пощади Парламента[19]. Скульптор XX века Джим Сэнборн создал несколько памятников работам Смита: в Центральном университете штата Коннектикут расположен «оборотный капитал», высокий цилиндр, в нижней половине которого расположена выписка из «Богатства народов», а в верхней части — тот же текст ​​в двоичном коде[20]. В Университете Северной Каролины в Шарлотте расположен «волчок Адама Смита»[21][22], и ещё один памятник Смиту стоит в Клевлендском университете[23] .

Издания на русском языке

  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с. — ISBN 978-5-699-18389-0.
  • Смит А. Теория нравственных чувств. — М.: Республика, 1997. — (Серия: Библиотека этической мысли). — 352 с. — ISBN 5-250-02564-1.

Примечания

  1. W. Bagehot Historical Essays. — NY, 1966. — P. 79.
  2. A. Gray Afam Smith. — London, 1948. — P. 3.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Аникин А.В. Шотландский мудрец: Адам Смит // Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2009. — С. 879-901. — 960 с. — (Антология экономической мысли). — ISBN 9785699183890
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Аникин А.В. глава 9 // Юность науки. — М., 1971.
  5. Bussing-Burks 2003, pp. 38–39
  6. 1 2 Rae 1895, p. 5
  7. Bussing-Burks 2003, p. 39
  8. Bussing-Burks 2003, p. 41
  9. Buchholz 1999, p. 12
  10. Rae 1895, p. 24
  11. A. Morellet Memoires sur le XVIII-e siecle et sur la revolution francaise. — Paris, 1822. — Т. I. — С. 244.
  12. 1 2 Г. А. Шмарловская и др. История экономический учений. Учебное пособие для вузов. — 5. — Минск: Новое знание, 2006. — С. 59-61. — 340 с. — (Экономическое образование). — 2010 экз. — ISBN 985-475-207-0
  13. The Greatest Scot STV. Retrieved 31 January 2012
  14. 100 Best Scottish Books, Adam Smith Retrieved 31 January 2012
  15. Free Lunch: Easily Digestible Economics p.43. Profile Books 2010
  16. Clydesdale 50 Pounds, 1981. Ron Wise's Banknoteworld. Архивировано из первоисточника 30 октября 2008. Проверено 15 октября 2008.
  17. Current Banknotes : Clydesdale Bank. The Committee of Scottish Clearing Bankers. Архивировано из первоисточника 3 октября 2008. Проверено 15 октября 2008.
  18. Smith replaces Elgar on £20 note, BBC (29 октября 2006). Архивировано из первоисточника 6 апреля 2008. Проверено 14 мая 2008.
  19. Blackley, Michael. Adam Smith sculpture to tower over Royal Mile, Edinburgh Evening News (26 сентября 2007).
  20. Fillo, Maryellen. CCSU welcomes a new kid on the block, The Hartford Courant (13 марта 2001).
  21. Kelley, Pam. Piece at UNCC is a puzzle for Charlotte, artist says, Charlotte Observer (20 мая 1997).
  22. Shaw-Eagle, Joanna. Artist sheds new light on sculpture, The Washington Times (1 июня 1997).
  23. Adam Smith's Spinning Top. Ohio Outdoor Sculpture Inventory. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2005. Проверено 24 мая 2008.

Литература

  • Bussing-Burks Marie Influential Economists. — Minneapolis: The Oliver Press, 2003. — ISBN 1-881508-72-2
  • Rae John Life of Adam Smith. — New York City: Macmillan Publishers, 1895. — ISBN 0722226586
  • Buchholz Todd New ideas from Dead Economists: An introduction to modern economic thought. — Penguin Books, 1999. — ISBN 0140283137

Ссылки

  • Анализ процесса производства у Кенэ и у Адама Смита. — глава из книги «Накопление капитала»
  • Артемьева Т. В. Адам Смит в России.// Философский век. — вып. 19. — с. 39-66 (2002)
  • Библиография А. Смита  (англ.)

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Смит, Адам

Адам Смит.